Стадия зрелости включает в себя:
- раннюю зрелость - 30-40 лет
- позднюю зрелость - 40-55 лет
- пожилой возраст - 55-65 лет
Как для мужчин, так и для женщин
наибольшую ценность представляет здоровье (физическое и психическое).
Здоровье всегда являлось непреходящей ценностью, важнейшим жизненным
приоритетом человека, определяющим возможность реализовать все его
устремления, поэтому неудивительно, что оно до сих пор сохраняет свои
лидирующие позиции в системе жизненных ценностей личности. Очевидно, что
первостепенная роль в сохранении здоровья принадлежит самому человеку,
его образу жизни, его ценностям, установкам. Однако в настоящее время в
связи с ухудшением здоровья населения страны, хотелось бы, чтобы оно
было не только ведущим приоритетом и ценностью для человека, то и
обязательно привело его к пересмотру образа жизни, поведения, к
профилактике заболеваний.
На втором месте по значимости у женщин находится счастливая семейная
жизнь, на третьем – любовь. У мужчин же наоборот – второе место занимает
любовь, а семья находится на третьем. Эти результаты ещё раз
подтверждают, что, несмотря на кризис семьи, она ещё долго сохранит свои
социально-психологические функции для индивида (удовлетворение
потребности в интимном общении, эмоциональном контакте, взаимопонимании и
т. д.). В то же время нельзя не отметить, что женщины до сих пор
находятся под влиянием социальных стереотипов, утверждающих, что счастье
и главная ценность женщины – забота о семье. Интересно отметить, что
для женщин более важна семья, а для мужчин любовь, то есть можно
предположить, что в ситуации сложного выбора женщина постарается
сохранить семью, а мужчина пойдет за новой любовью.
Таким образом, семейное счастье обладает безусловным приоритетом. Это
позитивная ценность, но ценность, объективно обладающая атомизационным
потенциалом. Настроенность исключительно на семейное счастье, не
сочетающаяся с иными жизненными планами, не способствует формированию и
развитию долговременных коммуникативных стратегий, без которых
невозможна восходящая социальная мобильность в профессиональной,
общественно-политической и других сферах [7]. К сожалению, это
положение, высказанное Морозовой Т. И., подтвердилось в нашем
исследовании, так как при высоком положении семьи как ценности,
профессиональная, общественная и другие сферы оказались внизу иерархии –
интересная работа, общественное признание, наличие друзей и даже
материально обеспеченная жизнь. При этом, если для женщин характерна
более реалистическая и прагматическая позиция – работа и материально
обеспеченная жизнь входят в первую шестерку, то мужчины вообще пока мало
задумываются, как они будут свою любовь и семью содержать.
Четвертое место по важности у женщин занимает уверенность в себе, для
мужчин эта ценность менее значима и она размещается только на шестом
месте. Как ни странно у мужчин четвертое и пятое место занимают такие
нематериальные ценности как развитие (работа над собой, постоянное
физическое и духовное совершенствование) и жизненная мудрость, которые у
женщин находятся только на 11 и 8 местах соответственно.
У женщин на пятом месте в группе терминальных ценностей находится
материально обеспеченная жизнь, в то время как у мужчин эта ценность
оказалась только на восьмом месте. Не столь высокое место, как это можно
было ожидать, учитывая новые социальные и экономические отношения,
сложившиеся в современной действительности с их культом внешних
престижных материальных благ.
Стоит отметить и тот факт, что интересная работа не попала в число
ведущих ценностей ни у мужчин, ни у женщин, причем для женщин она
оказалась даже более значимой и занимает шестое место, в то время как у
мужчин только девятое. Как видим, работа – далеко не основная ценность
не только для женщин, но и для мужчин. Если для женщин все в принципе
объяснимо, ведь многие женщины воспринимают работу только как
дополнительную нагрузку плюс к безраздельной ответственности за ведение
домашнего хозяйства, заботе о семье и воспитанию детей, поэтому
неудивительно, что они не указывает работу как важную ценность,
предпочитая сосредоточиться на одной сфере занятости – семье, то
объяснить, почему мужчины не считают работу ценностью, довольно
затруднительно, ведь традиционно считается, что эта основная сфера их
самореализации и важная сфера жизнедеятельности.
Не особенно значимым оказалось и наличие хороших и верных друзей – у
обоих полов эта ценность находится на двенадцатом месте. Очевидно, что в
период ранней взрослости у большинства людей уже есть собственная
семья, которой вполне достаточно для удовлетворения потребности в
общении, эмоциональной близости и поддержке.
Наименьшее внимание женщины уделяют таким терминальным ценностям как
общественное признание, удовольствия, счастье других, творчество и
красота природы и искусства. Для мужчин наименее важными ценностями
являются познание (возможность расширения своего образования, кругозора,
общей культуры), счастье других, творчество, красота природы и
искусства и удовольствия (приятное, необременительное
времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения). Нельзя не
отметить то, что счастье других размещается в числе отвергаемых
ценностей, что указывает на ориентированность молодых белорусов на
современные ценности индивидуализма, эгоизма, достижений,
самостоятельности и конкурентоспособности.
Как можно видеть, различия не очень велики, за исключением
общественного признания и познания, отвергаемые ценности совпадают, хоть
и находятся на несколько иных местах. Общественное признание для мужчин
хоть и не попало в пять ценностей, занимающих последнее место, но
находится прямо перед ними, занимая тринадцатое место. Для женщин
познание чуть более значимо – оно располагается на двенадцатом месте.
В группе инструментальных ценностей наибольшую ценность для женщин
представляют воспитанность, ответственность, жизнерадостность,
аккуратность и честность. У мужчин ценности совпадают, но немного
меняется их порядок: воспитанность, ответственность, аккуратность,
честность и только затем жизнерадостность.
В группе отвергаемых инструментальных ценностей у женщин находятся
широта взглядов, исполнительность, эффективность в делах, высокие
запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других. У мужчин
последние места занимают эффективность в делах, непримиримость к
недостаткам в себе и других, чуткость (заботливость), широта взглядов и
высокие запросы.
По сути, различия не очень велики, почти все отвергаемые ценности
одинаковые, хоть и находятся на несколько иных местах. Исключение
составляют исполнительность – у женщин она занимает 15 место из 18, а у
мужчин – достаточно высокое восьмое. Чуткость у мужчин находится на 16
месте, а у женщин на девятом. Это можно легко объяснить, так как в
отношении мужчин действует норма эмоциональной твердости, которая
подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым и испытывать
мало чувств [2]. От мужчин редко ждут эмоциональной поддержки,
признания и понимания чувств. Подобные реакции могут отсутствовать в
поведенческом репертуаре мужчин из-за социализации, которая поощряет
соревнование, автономию, достижения и контролирование эмоций среди
мужчин. Общество настойчиво рекламирует образ «крутого» мужчины -
твердого, эмоционально неэкспрессивного, не имеющего привязанностей,
самоуверенного. В результате выражение нежных чувств, чуткости и
заботливости субъективно воспринимается мужчиной как нарушение гендерной
роли и, следовательно, его стараются избегать. В то время как женская
роль как раз и подразумевает заботу и эмоциональную экспрессивность,
женщинам присуще в ходе социализации учиться думать о чувствах других и
самим чувствовать себя в контакте с окружающими, поэтому чуткость
(заботливость) и выступает более важной ценностью.
Исполнительность более важна для мужчин, так как важная сфера их
самореализации – работа, где они или начальники или подчиненные, но в
любом случае для продвижения по карьерной лестнице и увеличения
продуктивности труда это очень важное качество.
0 коммент.:
Отправить комментарий