вторник, января 08, 2013

Подготовка преподавателем психологии семинарского занятия

Семинарское занятие по психологии является диалогической формой учебного занятия. На нем студенты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения, хотя степень их активности может быть различной. Как отмечалось выше, на семинарах студенты закрепляют знания, полученные на лекции или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Подготовка к занятиям по первоисточникам (а не только учебникам), выступление с сообщениями расширяют знания студентов по курсу. 

Основные функции семинарских занятий в учебном процессе.


Закрепление полученных знаний осуществляется разными способами. Во-первых, в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют материал, изученный на лекциях или по учебнику. Во-вторых, проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения. В-третьих, обсуждение полученных знаний делает их более прочными.
Расширение и углубление знаний происходит тогда, когда студенты готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам. В процессе их чтения и конспектирования они получают больше информации, чем содержится в лекциях и учебнике. Расширению и углублению знаний также способствует подготовка студентами рефератов или сообщений по спецвопросам, а также подготовка всех студентов по одним и тем же вопросам по одним и тем же первоисточникам.
Развитие умений самостоятельной работы происходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации. Этому способствуют разные формы постановки заданий для подготовки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкретных источников, разделов, страниц — или предоставление студентам возможности самостоятельного поиска.
Стимулирование интеллектуальной деятельности. На семинарском занятии могут активизироваться мнемическая и мыслительная деятельность студентов. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий и вопросов на семинарах. Они могут стимулировать:
  • репродуктивную активность: необходимость запомнить и точно воспроизвести определенный материал,
  • продуктивную активность: аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов, критическое мышление при усвоении знаний.
В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.
Репродуктивный тип организации занятия предполагает, прежде всего, активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки. Репродуктивный характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:
  • Внимание и его виды;
  • Понятие о памяти;
  • Основные свойства характера.
Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:
  • Чем отличается...;
  • Что общего между...;
  • Какие механизмы...;
  • Выделите достоинства и недостатки... (предполагается, что ответы на эти вопросы в явном виде в учебнике или лекции не даны).
Подготовка преподавателя к семинару заключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании конспекта. Темы занятий планируются в рабочей программе курса и могут выбираться на основе разных критериев.
  1. Темы семинаров могут повторять темы лекций, например «Память», «Внимание», «Мышление». В таком случае семинар направляется на закрепление, дополнение или творческое обсуждение соответствующего раздела курса, рассмотренного на лекции.
  2. На семинарах могут рассматриваться темы, не изучавшиеся на лекциях, формулировки могут быть такие же, как и в предыдущем пункте. Но, например, тема «Внимание» может не изучаться на лекции, а обсуждаться на занятии на основе письменных источников. В этом случае занятие будет направлено на расширение знаний за счет учебника и первоисточников.
  3. Темы семинарского занятия могут представлять собой конкретные аспекты соответствующего раздела, например «Индивидуальные особенности памяти и приемы успешного запоминания». В данном случае занятие будет направлено на углубление знаний соответствующего раздела.
Важнейшим аспектом подготовки преподавателя к семинару является продумывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа вопросов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход. Многие преподаватели считают необходимым выносить на семинар от 3 до 5 вопросов. Предполагается, что большее количество вопросов на одном двухчасовом занятии обсудить невозможно. Такой подход вполне оправдан для семинара репродуктивного типа. Однако многое зависит от характера и объема вопросов. Более частные, конкретные вопросы, а также вопросы, стимулирующие сравнение (поиск сходства и различия), анализ, синтез, обобщение, конкретизацию, умозаключения, могут требовать других временных затрат. Подчас обсуждение таких вопросов трудно планировать во времени.
Часто постановке вопросов предшествует подбор литературы. И это вполне объяснимо: Семинарское занятие вопросы зависят от того, какую литературу будут читать студенты. Важным аспектом подбора литературы является определение ее объема, который должен быть прочитан студентами при подготовке. Некоторые преподаватели исходят из принципа: чем больше, тем лучше. Однако это неверный подход с методической и психологической точек зрения. Он приводит к фрустрации у исполнительных студентов, поскольку они готовятся также к семинарам по другим предметам, и на все у них не хватает времени. У ленивых студентов и вовсе пропадает желание читать. Более правильный с методической точки зрения подход должен основываться на учебных планах. Он заключается в том, что длительность подготовки студента к семинару не должна существенно отличаться от длительности самого семинара. Обосновывается это тем, что при разработке учебных планов аудиторная и самостоятельная работа студентов обычно планируется в соотношении 50 на 50%. Конечно, разные студенты читают и конспектируют в разном темпе. На каких из них следует ориентироваться, решает преподаватель.
Конспект семинарского занятия содержит:
  1. тему;
  2. вопросы;
  3. литературу;
  4. формы проверки подготовленности студентов к занятию;
  5. формы организации работы студентов при обсуждении вопросов;
  6. результаты, которые будут достигнуты в итоге занятия.
Подготовка студентов к семинарскому занятию заключается в поиске литературы, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы по вопросам семинара определяется тем, насколько конкретно преподаватель сформулировал задание. Методически важным является вопрос о том, следует ли указывать источники материала и рекомендовать страницы источника, где можно найти соответствующие данные. На этот вопрос трудно дать од­нозначный ответ. Все зависит от характера занятия и от типа студентов. Студенты младших курсов, возможно, нуждаются в указании на страницы источников, поскольку самостоятельный поиск для них — еще трудная задача. На последующих этапах работы страницы можно не указывать. В этом случае поиск и выбор необходимого материала будет для студентов еще одной учебной задачей. На старших курсах в рамках спецсеминаров литература для изучения может не рекомендоваться вообще. Таким образом, студенты будут постепенно приучаться к различным формам самостоятельной работы с литературой.
Чтение студентами учебных пособий и первоисточников при подготовке к семинарам представляет собой важную учебную задачу. Они приучаются к самостоятельному поиску и отбору информации по заданным вопросам. При этом преподавателю следует учитывать следующий методический момент: чем конкретнее вопросы, тем более целенаправленным становится процесс изучения источников студентом. Эффективное чтение — это всегда поиск ответа на вопросы, отбор необходимой для этого информации. Поэтому, давая задания студентам, нецелесообразно ограничиваться формулировками типа «Понятие памяти и ее виды». Полезно конкретизировать общий вопрос в ряде частных, которые будут стимулиро­вать целенаправленную поисковую и интеллектуальную активность. Особую трудность для студентов представляет чтение первоисточников, поскольку они методически не адаптированы для учебных занятий.
Конспектирование книг и статей — довольно типичное задание, которое дается студентам при подготовке к семинару. Однако его целесообразность не всегда очевидна. Мы имеем в виду довольно распространенную ситуацию, когда студенты без достаточного осмысления переписывают значительные фрагменты первоисточников. Чтобы конспектирование приносило пользу при подготовке к занятию, нужно обучать студентов этому виду деятельности. В частности, их нужно учить:
  • отбору существенной информации и отделению ее от второстепенной;
  • лексической и синтаксической переработке текста;
  • схематизации и структурированию прочитанного материала;
  • формулированию выводов по прочитанному материалу.
Только в этом случае конспектирование будет не простым переписыванием текста, а интеллектуальной переработкой информации, на что и рассчитывает большинство преподавателей, побуждая студентов конспектировать первоисточники.
Проведение семинарского занятия репродуктивного типа довольно традиционно в своей последовательности. Преподаватель отмечает присутствующих на занятии студентов, спрашивает их о подготовленности к занятию и трудностях, с которыми они столкнулись в процессе подготовки. Далее формулируются основные вопросы занятия, и студентам дается возможность устно раскрыть их содержание. При этом преподаватель может попросить определенных студентов раскрыть заданные вопросы или же спрашивать желающих. После выслушивания развернутого ответа на вопрос преподаватель предоставляет другим студентам возможность дополнить, исправить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение. Важными для преподавателя в данном случае являются умения управлять процессом обсуждения:
  • умение соблюдать временной регламент;
  • умение не стеснять при этом свободу обсуждения и выражения мнений;
  • умение активизировать на занятии как можно большее число студентов';
  • умение поставить конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затруднения студентов в ответе на вопрос;
  • умение стимулировать свободную речь студентов при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);
  • умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.
Проведение семинара творческого типа менее традиционно при обучении психологии. На творческих занятиях возможны разные формы организации учебных ситуаций, активности студентов и взаимодействия преподавателя и студентов. В чем заключается главная отличительная особенность такого занятия? В том, что студентов не просят воспроизвести материал определенного источника (лек­ции, учебного пособия, первоисточника). Студентам ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. Это вопросы следующего типа:

  • Сравните...;
  • Найдите отличие...;
  • Найдите сходство...;
  • Проанализируйте...;
  • Найдите связь...;
  • Докажите достоинства и недостатки определенной позиции.

Например, семинар на тему «Источники и движущие силы психического развития ребенка» может быть организован следующим образом. Учебная группа разбивается на две подгруппы. Одной подгруппе ставится задача доказать, что биологические факторы являются детерминирующими в психическом развитии. Другая подгруппа должна отстаивать оппозиционную точку зрения, т. е. аргументированно доказывать, что социальные факторы являются более важными в процессе развития. Такая форма проведения семинарского занятия способствует развитию критического мышления студентов.

4 коммент.:

  1. VarangaOfficial - стоимость варанга в прокопьевске - все, что бы хотели знать об этом препарате. Воспользовавшись нашим ресурсом, вы получите возможность узнать полную, всеисчерпывающую информацию касательно этого натурального лекарственного комплекса. Увидеть данные о проведенных клинических тестированиях, прочитать отзывы реальных пользователей и врачей, использующих крем в своей лечебной практике. Изучить инструкцию по применению, прочитать особенности и методы работы мази, осмыслить, как работает крем Варанга, где можно приобрести оригинальный сертифицированный препарат и, как избежать покупки подделки. Мы скурпулезно проверяем размещаемые на сайте данные. Предоставляем нашим пользователям сведения, которые берутся только из надежных источников. Если вы обнаружили у себя признаки грибка или уже довольно продолжительное время, без ощутимых результатов пытаетесь излечиться от этого коварного недуга, у нас на сайте вы найдете простой и быстрый способ устранения проблемы. Присоединяетесь и живите здоровой полноценной жизнью. Теперь все ответы на самые популярные и волнующие пользователей вопросы, собраны на одном ресурсе.

    ОтветитьУдалить
  2. Секс-чат женщины онлайн заглядывают в фильмы 18+ видеочат. Мне нравится мороженое красивое, сексуальное, для проверки возраста cam4. Азиатки - японки и китаянки умны, им есть чем заняться. Я люблю мороженое красивое, сексуальное, умное, есть что перечислить. Пожалуйста, отправьте свое удостоверение личности с фотографией smart, у него есть много чего. Я люблю мороженое красивое, сексуальное, умное, есть к чему стремиться. Азиатские японки и китаянки секс-чат в сети порно чата. Я люблю мороженое красивое, сексуальное, умное, мне есть что перечислить. Я хочу проявить смекалку, мне нужно многое перечислить. Азиатские японки и китаянки в интимном видео-чате. Для владельцев, у которых есть какие-либо вопросы о том, где и как вы можете приручить чат со зрелыми женщинами, Вы можете позвонить нам на наш сайт.

    ОтветитьУдалить
  3. Похожая история (((в какой-то прекрасный месяц октября начали приходить письма от мфо о задолженности по программному обеспечению через интернет по микрозаймам, выданным одновременно в конце весны. В общественных организациях, где есть свой "сб", мне сказали, что делать: обратиться в полицию с заявлением, а также в банк, Новые МФО Что где-то, куда был переведен кредит) карта мне не принадлежит. Получив такие дипломы, организации признали, как мошенники действовали от моего имени, и сняли все претензии ко мне. А с мфо, где вообще нет чекистов, все печально. Они легко передали мое дело в коллекторское агентство для взыскания, а тем: информация одна и та же - вы не брали деньги - верните их, и дело в шляпе. И никакие доводы и объяснения не привлекли эти деньги, они упорно гнут свое - вы должник, мы даем вам 12 часов на возврат суммы. С самим мфо связаться невозможно. На звонки отвечает только автоответчик, запрос на вашу электронную почту игнорируется. Я чувствую, что без суда не будет никаких дел (((......

    ОтветитьУдалить
  4. Турагентство "байкалика" предлагает зимний отдохнуть на байкале Отдых на куршской косе. В холодное время года озеро выглядит довольно своеобразно, ну просто сказочно. Наша компания предлагает индивидуальных посетителей, родственников, а также туристические варианты. Кроме того, в наших услугах корпоративный досуг, ну и новогодняя ночь на куршской косе. Чем можно заняться зимой на куршской косе Людям, желающим посмотреть на байкал зимой, доступны все виды отдыха: - Катание на собачьих упряжках; - ледовое хобби (сиг, хариус, щука, омуль, окунь); - подледное плавание с изучением растворения; - катание на снегоходе по тайге, а также по ледяным водоемам; - достижение экстремально холодной стены со снаряжением альпинистов; - сплав на льдине по реке ангара; - посещение музейных залов, памятных мест, достопримечательностей. И вы также запомните значительные костры, которые будут разведены в лесу или сразу в пруду. Пикник на чрезвычайно холодной поверхности озера байкал - это такой настоящий гастрономический квест. Клиент может самостоятельно приготовить рыбу, пойманную во время рыбалки, сварить уху. И каждый раз рискуйте попробовать ароматного копченого омуля - непередаваемые вкусовые ощущения. Байкал зимой Люди, которые отдыхали на куршской косе летом, обязательно захотят попасть в эту уникальную точку так же, как и зимой. В то же время природа озера байкал за эти годы преобразилась до такой степени, что создается впечатление, что вы попадете в совершенно другой мир. Низкотемпературные туристические поездки на байкал помогают надолго, надолго ощутить эту неразрешимую силу и очарование байкальского океана, застывшего толщей обледенения, освоить неизведанные впечатления от интенсивного досуга: гоночные программы по льду на джипах, квадроциклах, коньках в футляре из лыж.

    ОтветитьУдалить