среда, января 09, 2013

Как спланировать лекцию преподователю психологии по теме Характер и темперамент


Общая психология: Человек как субъект деятельности или психология личности


План лекции по теме: Характер и темперамент.

1-й час. Темперамент, его физиологические основы и психологическая характеристика

1. Краткий обзор содержания лекции + связь с предыдущей темой
2. Что такое темперамент (общее определение)
3. Историческая справка  и современное понимание темперамента (Гипократ, Павлов, Юнг, Кечмер)  

2-й час. Характер, его строение и формирование.

1. Переход и связь от темперамента к характеру
2. Что такое характер (общее определение)
3. Строение и формирование характера
4. Заключение по теме.
5. Краткий обзор следующей лекции

Конспект лекции 

Темперамент по Гипократу.
Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство. К сангвиникам традиционно относят Наполеона, Д'Артаньяна из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
   Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность. К холерикам традиционно относят А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Атоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
   Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. К флегматикам традиционно относят И.А. Крылова, М.И. Кутузова, Портоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
   Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем–то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность. К меланхоликам традиционно относят Н.В. Гоголя, П.И. Чайковского, Арамиса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма. 
 

Типы темперамента И.П. Павлова строятся на основе типов нервной системы. И.П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа:
   — сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
   — холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
   — флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
   — меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности.

Типы темперамента Э. Кречмера — классификация темпераментов. Первоначально Кречмер соотнес конституции тела (лептосомный, пикнический, атлетический) с психическими заболеваниями (маниакально–депрессивным психозом и шизофренией). Оказалось, что к маниакально–депрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении — с лептосомным. В дальнейшем им было выделено семь темпераментов, отнесенных к трем основным группам:
   1. Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный);
   2. Шизотимический, на основе лептосомной конституции (а: гиперэстетический, б: собственно шизотимический, в: анестетический);
   3. Вязкий (viskose), на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям.

Интроверсия и экстраверсия по К.Г. Юнгу.
Интроверсия (происходит лат. intrо – внутри + versare – обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга, которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида как сознающего, думающего и судящего.
Экстраверсия (лат. ехtеr – наружный + versare – обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга, которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида интуитивного, чувствующего, воспринимающего.

Характер (греч. character – черта, признак, примета, особенность) — достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях. 
Одним из ведущих показателей характера выступает воля (лат. vоluntas – воля). Это — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий.

Заключение

В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, полезно кратко повторить основные моменты. Это может быть изложение ключевых идей занятия, постановка студентам нескольких вопросов по его содержанию или же ответы на их вопросы. В завершение занятия преподаватель может сказать несколько слов о теме следующей лекции. 

Пример чтения лекции
При  разработке плана лекции использовались материалы с учебных пособий "Методы преподования психологии" 

0 коммент.:

Отправить комментарий