вторник, мая 22, 2012

Коррекционно развивающая программа: «Подготовка детей с задержкой психического развития к письму"


По данной коррекционной программе рекомендуется проводить занятие с детьми 2 раза в неделю, например понедельник — четверг или вторник — пятница.
коррекционная работа психолога

Занятие 1

Цель: развитие тактильной чувствительности
Задачи:
  • знакомство детей с предметами участвующими в письме
  • научить детей расслабляться
  • узнавание и различение цветов

1. Упражнение на память, узнавание цветов, и тактильную чувствительность.

Психолог показывает детям карандаши разных цветов, называет эти цвета, просит детей повторить.
Затем психолог даёт возможность детям выбрать из большой кучи карандашей любой один карандаш.
Психолог: дети покрутите карандаш в руках, потрогайте его всего, потрогайте грани (если они есть), покрутите между ладошками (от мизинчиков до больших пальцев рук) потрогайте сначала один кончик карандаша затем другой.
Психолог сообщает что пишущая часть карандаша заострённая, предлагает потрогать подушечкой пальцев и ощутить его остроту.
Затем психолог сообщает что другая сторона тупая не пишущая, предлагает так же потрогать и почувствовать это.
Далее психолог спрашивает какого цвета карандаш у каждого ребёнка, если ребёнок затрудняется ответить, подсказать название цвета, и попросит повторить.
Спросить у каждого ребёнка какого цвета в его руке карандаш. Если ребёнок затрудняется ответить подсказать ему цвет, затем попросить его повторить этот цвет.
2. Игра на расслабление «Волшебное перо».
Описание: Эта игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как ведущему группы. Ребята охотно разрешают прикасаться к себе необычным способом. Каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное восприятие.
Материалы: понадобится большое красивое перо. Также можно использовать кончики своих пальцев.
Инструкция детям:
Сядьте в круг на пол. У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновение подарит вам бодрость и веселье.
Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка.
(Играя в эту игру первый раз, ошибку на несколько сантиметров можно считать вполне хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, можно отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место. Необходимо помнить о том, что дети учатся, наблюдая.)

Занятие 2

Цель: развитие координации движений, мелкой моторики рук
Задачи: знакомство детей с предметами участвующими в письме

1. Упражнение для развития координации движений.
Материалы: понадобится несколько заранее разлинованных салфеток, как показано на рисунке 1.
Инструкция: детям предлагается складывать салфетки по размеченным линиям. 
рисунок 1
  
2. Игра направленная на развитие кистей и пальцев рук
Материалы: крупа рис, гречка, пшено.
Инструкция: детям предлагается собрать три пальца вместе (большой, указательный и средний). Тремя пальчиками необходимо подхватить одно зерно и переложить его в ладошку другой руки, приговаривая при этом: «курочка по зёрнышку клюёт»
3. Игра на координацию «Яблонька».

Психолог читает текст:
У дороги яблонька стоит.
А на ветке яблочко висит.
Сильно ветку я потряс –
Вот и яблоко у нас.
В сладко яблочко вопьюсь.
Ах, какой приятный вкус!
Дети сопровождают текст движениями, откусывают воображаемое яблоко, трясут ветку (это может быть ножка стула) и т. п.
4. Знакомство с пишущей шариковой ручкой, обучение правильному положению ручки в руке.
Материалы: ручки с чернилами синий, красный, чёрный.
Инструкция: Детям выдают три ручки с разными пастами. Ведущий называет цвет каждой ручки, и показывает как её правильно держать при письме. Затем предлагает нарисовать с помощью трёх этих ручек всё что захочется ребёнку. Обязательным условием является обучение правильному держанию ручки в руке.

Занятие 3

Цель: развитие мелкой моторики рук, знакомство с тетрадью
Задачи: знакомство детей с предметами участвующими в письме

1. Упражнение на знакомство с тетрадкой
Материалы: тетради в клетку и тетради в линейку тоненькие.
Инструкция. Психолог, сначала загадывает загадку: «не рубашка а сшита, не куст, а с листочками (ответ: тетрадка)», после того как дети пытаются отгадать показывает ответ — тетрадку.
Психолог разворачивает тетрадку показывает как она выглядит, рассказывает для чего она нужна. После чего даёт детям рассмотреть её, полистать.
2. Игра «Макароны»
Описание: расслабляющее упражнение
Инструкция. Психолог говорит детям: Станьте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы — пучок макарон, которые подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться. Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красивым клубком. А когда я крикну «Кетчуп!», вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные. 
 
3. Упражнение на мелкую моторику рук, запоминание и воспроизведение букв.
Материалы: объёмные буквы (пластиковые, деревянные, могут быть цветными), пластеин.
Инструкция: Доставайте из мешочка по одной букве, называйте её, пусть дети за вами повторят как она звучит. Дайте потрогать букву каждому ребёнку. После того как весь алфавит назван, высыпьте буквы на стол, пусть дети выберут себе понравившиеся буквы. Затем раздайте пластилин. Предложите детям вылепить любую понравившуюся букву или буквы.

Занятие 4

Цель: развитие мелкой моторики рук, координации, обучение правильному положению пишущей ручки, обучение алфавиту.
Задачи: научить детей правильно держать ручку в руках, узнавать и воспроизводить буквы русского алфавита.

1. Игра с буквами
Материалы: объёмные цветные буквы из различных материалов
Инструкция. Психолог, насыпает перед детьми горку букв, рассказывает правила игры: — Достаёте из этой кучи любую букву, затем называете её, если буква названа верно, складываете её рядом с собой. Побеждает тот у кого больше всего букв окажется.
Если ребёнок достал букву и не может её назвать, психолог чётко и ясно произносит эту букву, ребёнок должен повторить, затем буква откладывается в сторону.
2. Игра «Пальцы прячутся»
Описание: упражнение на тренировку пальцев рук и запоминание названий пальцев.
Инструкция детям:
Сядьте на пол, протяните руки вперед и пошевелите пальцами, как сороконожка ногами.
Очень быстро поработайте пальцами в воздухе, вверх, вниз, в одну сторону, в другую сторону…
А теперь хорошенько спрячьте пальцы в кулачках, так чтобы никто не смог их увидеть. Они должны полностью скрыться. Никто не должен их больше видеть! Мы сможем их найти, только если позовем сыщика.
Теперь выпустите свои пальцы наружу. Покажите им весь белый свет, чтобы они сказали: «Мы уже бывали здесь прежде!»
Потяните растопыренные пальцы, превращая каждую кисть в красивую звездочку…
Теперь поднимите руки высоко вверх и скажите потолку нашей комнаты: «Добрый день, это я».
Помашите другому ребенку обеими руками и скажите: «Привет, это я».
Теперь положите руки на колени и дайте им перевести дух; пусть отдохнут ваши мизинцы; пусть отдохнут безымянные пальцы; средние пальцы пусть отдохнут; пусть отдыхают указательные пальцы; и, наконец, пусть отдохнет ваш красивый гибкий большой палец. 

 
3. Упражнение на координацию и правильное положение карандаша, ручки.
Материалы: карточки с рисунками имеющие жирный контур, ручки, карандаши и прозрачная бумага.
Инструкция: Психолог показывает как правильно держать ручку, помогает каждому ребёнку правильно её держать. Затем психолог сам берёт в руку ручку, поверх карточки с рисунком кладёт прозрачную бумагу и придерживая её обводит рисунок по жирным линиям, при этом ручка должна оставаться в том же правильном положении.
Затем дети выбирают рисунок который хотят обводить. Психолог следит чтоб при обведении рисунка положение ручки в руке было правильным.
После того как рисунки обведены, детям предлагается взять цветные карандаши и раскрасить свои рисунки.
4. Упражнение на запоминание и воспроизведение слов, а так же мелкую моторику рук.
Материалы: верёвка толщиной с мизинец ребёнка.
Инструкция: Психолог завязывает на верёвке 12 узлов, привлекает в завязыванию узлов детей. Затем каждому ребёнку даётся по верёвке с 12-ю узлами, перебирая каждый узел поочерёдно называем месяц года по порядку. Сначала говорит месяц психолог, затем дети повторяют, так двигаются до конца верёвки. Если у детей получается хорошо, упражнение можно повторить без напоминания месяца психологом.

Занятие 5

Цель: развитие общей координации, ориентирование на рабочей строке.
Задачи: научить детей ориентироваться на рабочей строке

1. Упражнение «Рабочая строка»
Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.
Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях психолог чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток), закрашивают ее синим карандашом. «Строка - это река с заповедными берегами. На берег вы ходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке». Дети ставят точки на рабочей строке: в центр клетки, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий (рис. 2).
рисунок 2

2. Игра «Съедобное несъедобное» на развитие общей координации.
Материалы: мяч
Инструкция. Дети называют какой-то продукт или предмет, если это можно съесть ребёнок ловит мяч, если нельзя то мяч не ловит.

Занятие 6

Цель: развитие ориентирование на рабочей строке.
Задачи: усложнение ориентировки на рабочей строке.

1. Упражнение вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание.
Это могут быть вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины и с разными интервалами, в различных комбинациях, в том числе квадраты, прямоугольники небольших размеров, которые дети штрихуют слева направо или сверху вниз, раскрашивают (рис. 3). Упражнения выполняются строго по клеткам.

рисунок 3

2. Физкультмнутка ориентированна на моторную координацию.
Инструкция. Психолог говорит: - Дети давайте сегодня посолим капусту
Мы капусту рубим,
Мы капусту трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Уф, устали!
Текст, который произносит психолог, сопровождается движениями детей имитирующих засолку капусты.
Эта игра поможет детям отвлечься на другую деятельность и размять руки после работы с тетрадью.

Занятие 7

Цель: закрепление знаний о цвете,закрепление умения работать с ручкой
Задачи: развитие ориентировки в микропространстве

1. Упражнение «Радуга».
 
Цель: закреплять знания о теплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.
Инструкция. Психолог чертит радугу, дети закрашивают ее по порядку в цвета:
- красный, оранжевый, желтый — это теплые цвета, как солнышко, как огонек;
- зеленый, голубой, синий, фиолетовый — это холодные цвета, как небо, как река, море.
В дальнейшем при раскрашивании фигур дети самостоятельно подбирают теплый или холодный цвет по указанию психолога.
2. Физкультминутка "Кулачки". 
 
Цель: размять и разогреть руки и пальцы для работы с тетрадью
Инструкция. Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

3. Наклонные прямые линии и комбинации из них.
Цель: развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т. д.); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.
Материалы: ручка, тетрадь в крупную клетку
Инструкция. Дети чертят наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники раз ной формы, а также и штрихуют их прямыми наклонными линиями, закрашивают их в теплые или холодные цвета по указанию психолога (рис. 4).

рисунок 4
В третьем упражнении если дети устают, делайте с ними расслабляющие упражнения для кистей рук, например такое: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали» во время этих слов дети сжимают и разжимают энергично пальцы, затем встряхивают их.

Занятие 8

Цель: Обучение пространственной ориентировки.
Задачи: научить детей распознавать понятия «право» и «лево» и ориентироваться в этих понятиях, продолжение развития ориентировки в микропространстве.



1. Упражнение на отработку правых и левых частей тела
Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения.
Инструкция. Психолог показывает правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т. д.
2. Упражнение «Печатание цифр по клеткам»
 
Цель: развивать ориентирование в микропространстве, зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание.
Инструкция. Психолог рисует по клеткам цифры такими, как печатают индекс на почтовых конвертах. Дети повторяют написание.
Также можно предложить детям сравнить: что одинаковое и что разное в паре цифр: 2 и 7.
4. Физкультминутка "Кулачки". 
 
Цель: размять и разогреть руки и пальцы для работы с тетрадью
Инструкция. Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

Занятие 9

Цель: Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, продолжить развитие зрительно-двигательной координации.
Задачи: научить детей ориентироваться в пространстве и в тетради.


1. Упражнения на ориентировку в пространстве
Инструкция. Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее психолог задаёт ребенку вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"
Психолог предлагает детям положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
Берутся три предмета. детям предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т. д.
2. Дуги, волнистые линии, круги, овалы
 
Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, умение чертить плавно закругленные линии, ориентироваться в микропространстве.
Инструкция. Психолог показывает как нужно чертить дуги. Чертить дуги желательно высотой в одну клетку и шириной в одну, затем в две клетки. Круги вписывать в квадрат-клетку, в квадрат со стороной в две клетки, затем в воображаемый квадрат. Овалы чертить в прямоугольнике шириной в одну клетку, высотой в две клетки, затем в таком же воображаемом прямоугольнике (рис. 5). Дети повторяют за психологом.
рисунок 5
3. Игра «Макароны»
Описание: расслабляющее упражнение
Инструкция. Психолог говорит детям: — Станьте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы — пучок макарон, которые подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться. Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красив ым клубком. А когда я крикну «Кетчуп!», вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные.

Занятие 10

Цель: развивать внимание, зрительно-двигательною координацию, обучать написанию печатных букв.

1. Игра «Дерево»
Описание: упражнение на регуляцию мышечного тонуса. Принцип упражнения — сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.
Инструкция. Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной. 
 
2. Печатание букв по клеткам
 
Цель: развивать внимание, зрительно-двигательную координацию; закреплять элементарные графические умения и навыки письма.
Инструкция. Психолог показывает и проговаривает как чертятся буквы. Предлагается начинать обучение сначала простым буквам таким как Б,В, И,Н, Ц Более сложные буквы предлагается писать при повторном прохождении данного занятия через 2-3 дня.
Буквы печатают шариковой ручкой высотой в две клетки, шириной в одну клетку. Исключение составляют буквы Ж, Ф, Ш, Щ, Ы. Их печатают шириной в полторы клетки. В конце каждого занятия дети сравнивают по при знакам сходства или различия некоторые буквы:; С-Э; О-Ю; Ц-Щ и др.
В конце этого блока сделайте с детьми расслабляющие упражнения для кистей рук: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали» во время этих слов дети сжимают и разжимают энергично пальцы, затем встряхивают их.
3. Игра «Нежность»
Описание. Эта игра успокаивает и расслабляет детей. Хорошо, если ребенок как можно раньше обнаружит, что его руки нужны не только для решения практических жизненных задач или для манипуляций с игрушками: с помощью рук он может общаться с ровесниками и выражать сочувствие, понимание и симпатию. Когда дети касаются друг друга, они учатся быть одновременно независимыми и близкими друг другу.
Материалы: плавная музыка, например, «Ария» Генделя.
Инструкция детям.
Разделитесь на пары. Один из вас садится поудобнее на пол, изображая ногами ножницы или просто вытягивая их перед собой, и закрывает глаза. Другой тихонько становится на колени позади партнера и медленно берет его голову обеими руками. Я включу спокойную музыку, она вам поможет быть очень нежными.
Тот, кто на коленях, пусть очень медленно подвигает голову партнера вперед и назад. Представьте, что голова вашего партнера болит или устала и вы хотите подарить ему что-то хорошее, а именно – вашу заботу. Или вы можете представить, что голова вашего партнера – это маленькая зверюшка, которая потерялась, а теперь радуется, что оказалась в двух нежных руках (2 минуты.).
А теперь медленно уберите руки от головы партнера и обхватите его руку. Плавно поднимите ее выше, подвигайте ею из стороны в сторону. Тот, кто сидит, ждет, что о его руке позаботятся так же нежно, как перед этим о голове. Почувствуйте, как это приятно и успокаивающе (1 минута).
Медленно опустите руку, положите на место, где она была, но не роняйте ее, пожалуйста. Приподнимите другую руку и осторожно подвигайте ею из стороны в сторону (1 минута). А сейчас и эту руку плавно опустите вниз и мягко положите обе руки на плечи своему партнеру. При этом представьте, как тепло и симпатия перетекают из ваших рук в плечи партнера и показывают ему, как приятно иметь друга (30 секунд; затем смена ролей. Пусть дети скажут, что они почувствовали).

0 коммент.:

Отправить комментарий