вторник, мая 22, 2012

Подготовка детей с задержкой психического развития к школе

учимся писать
Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями дошкольного учреждения и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к обучению. Поэтому в школе они сразу же попадают в категорию неуспевающих. Предупредить это возможно при условии своевременного, до начала систематического обучения в школе, выявления детей с ЗПР и оказания им квалифицированной психолого-педагогической помощи.

Целенаправленная коррекционная работа по развитию навыков письма является важным начальным этапом подготовки детей с ЗПР к школьному обучению. При обучении таких детей учитываются их возрастные возможности и индивидуальные особенности. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые с каждым годом усложняются.

Как показывает практика, дети с ЗПР 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Многочисленные психологическое исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка.

Письмо — совершенно новая деятельность для 6-летнего ребенка. В подготовительной работе по формированию графических навыков письма прежде всего необходимо соблюдать общие гигиенические требования: соответствие высоты стульчика и стола росту ребенка (во избежание нарушения осанки), направленность света, проветривание комнаты, где проводятся занятия, и т.д. 
 
Подготовка детей с задержкой психического развития к обучению письму часто осложняется легкой формой двигательных нарушений, которые являются следствием органического повреждения головного мозга. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации.

Ребенок затрачивает на техническую сторону письма огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма не должна превышать пяти минут. По истечении этого времени детям необходим отдых.

Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях:

  • гимнастика пальцев и кистей рук;
  • ориентирование на листе бумаги;
  • обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;
  • отработка элементарных графических навыков;
  • соотнесение звука и буквы.
В процессе письма принимают участие различные анализаторы — речеслуховой, речедвигательный, общедвигательный, зрительный.

Письмо всегда начинается с побуждения, мотива, постановки задачи.

Письмо возможно только после анализа звукового состава слова, для осуществления которого необходим достаточно развитый фонематический слух. 

Следующая операция — соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. Эта буква должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для этого необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза и пространственных представлений.

Важный этап процесса письма — моторная операция, т.е. превращение зрительного образа буквы с помощью движения руки в графический знак. При этом необходимы кинестетический (двигательный) и зрительный контроль, достаточное развитие моторной функции руки.

Записи букв представляют собой сложную двигательную «мелодию», которая требует определенной организации движений в пространстве (динамическая организация двигательного акта).

Несформированность любой из функций может вызвать нарушение овладения письмом. Результаты многих исследований детей с ЗПР показывают недоразвитие у них зрительных, слуховых и моторных функций.
 
Для подготовки ребёнка ЗПР в школе задания даются в форме игр и игровых упражнений. Одновременно проводится коррекция нарушений базовых психических функций (памяти, внимания, переключаемое и др.).

Важным в обучении детей ЗПР является соблюдение установленных санитарных норм положение тела по отношению к столу, высота стульчика, правильное освещение. Обучение правильной осанки ребёнка, поможет ему подготовится к школе и быть здоровым преуспевающим первоклассником. 

В следующей статье я расскажу, какие коррекционные игры можно использовать при подготовке особого ребёнка к школе.

0 коммент.:

Отправить комментарий