понедельник, сентября 17, 2012

Жизненные ориентации в период зрелости

Стадия зрелости включает в себя:

  • раннюю зрелость  - 30-40 лет
  • позднюю зрелость - 40-55 лет
  • пожилой возраст - 55-65 лет
Как для мужчин, так и для женщин наибольшую ценность представляет здоровье (физическое и психическое). Здоровье всегда являлось непреходящей ценностью, важнейшим жизненным приоритетом человека, определяющим возможность реализовать все его устремления, поэтому неудивительно, что оно до сих пор сохраняет свои лидирующие позиции в системе жизненных ценностей личности. Очевидно, что первостепенная роль в сохранении здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам. Однако в настоящее время в связи с ухудшением здоровья населения страны, хотелось бы, чтобы оно было не только ведущим приоритетом и ценностью для человека, то и обязательно привело его к пересмотру образа жизни, поведения, к профилактике заболеваний.

На втором месте по значимости у женщин находится счастливая семейная жизнь, на третьем – любовь. У мужчин же наоборот – второе место занимает любовь, а семья находится на третьем. Эти результаты ещё раз подтверждают, что, несмотря на кризис семьи, она ещё долго сохранит свои социально-психологические функции для индивида (удовлетворение потребности в интимном общении, эмоциональном контакте, взаимопонимании и т. д.). В то же время нельзя не отметить, что женщины до сих пор находятся под влиянием социальных стереотипов, утверждающих, что счастье и главная ценность женщины – забота о семье. Интересно отметить, что для женщин более важна семья, а для мужчин любовь, то есть можно предположить, что в ситуации сложного выбора женщина постарается сохранить семью, а мужчина пойдет за новой любовью.

Таким образом, семейное счастье обладает безусловным приоритетом. Это позитивная ценность, но ценность, объективно обладающая атомизационным потенциалом. Настроенность исключительно на семейное счастье, не сочетающаяся с иными жизненными планами, не способствует формированию и развитию долговременных коммуникативных стратегий, без которых невозможна восходящая социальная мобильность в профессиональной, общественно-политической и других сферах [7]. К сожалению, это положение, высказанное Морозовой Т. И., подтвердилось в нашем исследовании, так как при высоком положении семьи как ценности, профессиональная, общественная и другие сферы оказались внизу иерархии – интересная работа, общественное признание, наличие друзей и даже материально обеспеченная жизнь. При этом, если для женщин характерна более реалистическая и прагматическая позиция – работа и материально обеспеченная жизнь входят в первую шестерку, то мужчины вообще пока мало задумываются, как они будут свою любовь и семью содержать.

Четвертое место по важности у женщин занимает уверенность в себе, для мужчин эта ценность менее значима и она размещается только на шестом месте. Как ни странно у мужчин четвертое и пятое место занимают такие нематериальные ценности как развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) и жизненная мудрость, которые у женщин находятся только на 11 и 8 местах соответственно.

У женщин на пятом месте в группе терминальных ценностей находится материально обеспеченная жизнь, в то время как у мужчин эта ценность оказалась только на восьмом месте. Не столь высокое место, как это можно было ожидать, учитывая новые социальные и экономические отношения, сложившиеся в современной действительности с их культом внешних престижных материальных благ.

Стоит отметить и тот факт, что интересная работа не попала в число ведущих ценностей ни у мужчин, ни у женщин, причем для женщин она оказалась даже более значимой и занимает шестое место, в то время как у мужчин только девятое. Как видим, работа – далеко не основная ценность не только для женщин, но и для мужчин. Если для женщин все в принципе объяснимо, ведь многие женщины воспринимают работу только как дополнительную нагрузку плюс к безраздельной ответственности за ведение домашнего хозяйства, заботе о семье и воспитанию детей, поэтому неудивительно, что они не указывает работу как важную ценность, предпочитая сосредоточиться на одной сфере занятости – семье, то объяснить, почему мужчины не считают работу ценностью, довольно затруднительно, ведь традиционно считается, что эта основная сфера их самореализации и важная сфера жизнедеятельности.

Не особенно значимым оказалось и наличие хороших и верных друзей – у обоих полов эта ценность находится на двенадцатом месте. Очевидно, что в период ранней взрослости у большинства людей уже есть собственная семья, которой вполне достаточно для удовлетворения потребности в общении, эмоциональной близости и поддержке.

Наименьшее внимание женщины уделяют таким терминальным ценностям как общественное признание, удовольствия, счастье других, творчество и красота природы и искусства. Для мужчин наименее важными ценностями являются познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры), счастье других, творчество, красота природы и искусства и удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения). Нельзя не отметить то, что счастье других размещается в числе отвергаемых ценностей, что указывает на ориентированность молодых белорусов на современные ценности индивидуализма, эгоизма, достижений, самостоятельности и конкурентоспособности.

Как можно видеть, различия не очень велики, за исключением общественного признания и познания, отвергаемые ценности совпадают, хоть и находятся на несколько иных местах. Общественное признание для мужчин хоть и не попало в пять ценностей, занимающих последнее место, но находится прямо перед ними, занимая тринадцатое место. Для женщин познание чуть более значимо – оно располагается на двенадцатом месте.

В группе инструментальных ценностей наибольшую ценность для женщин представляют воспитанность, ответственность, жизнерадостность, аккуратность и честность. У мужчин ценности совпадают, но немного меняется их порядок: воспитанность, ответственность, аккуратность, честность и только затем жизнерадостность.

В группе отвергаемых инструментальных ценностей у женщин находятся широта взглядов, исполнительность, эффективность в делах, высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других. У мужчин последние места занимают эффективность в делах, непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость (заботливость), широта взглядов и высокие запросы.

По сути, различия не очень велики, почти все отвергаемые ценности одинаковые, хоть и находятся на несколько иных местах. Исключение составляют исполнительность – у женщин она занимает 15 место из 18, а у мужчин – достаточно высокое восьмое. Чуткость у мужчин находится на 16 месте, а у женщин на девятом. Это можно легко объяснить, так как в отношении мужчин действует норма эмоциональной твердости, которая подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым и испытывать мало чувств [2]. От мужчин редко ждут эмоциональной поддержки, признания и понимания чувств. Подобные реакции могут отсутствовать в поведенческом репертуаре мужчин из-за социализации, которая поощряет соревнование, автономию, достижения и контролирование эмоций среди мужчин. Общество настойчиво рекламирует образ «крутого» мужчины - твердого, эмоционально неэкспрессивного, не имеющего привязанностей, самоуверенного. В результате выражение нежных чувств, чуткости и заботливости субъективно воспринимается мужчиной как нарушение гендерной роли и, следовательно, его стараются избегать. В то время как женская роль как раз и подразумевает заботу и эмоциональную экспрессивность, женщинам присуще в ходе социализации учиться думать о чувствах других и самим чувствовать себя в контакте с окружающими, поэтому чуткость (заботливость) и выступает более важной ценностью.

Исполнительность более важна для мужчин, так как важная сфера их самореализации – работа, где они или начальники или подчиненные, но в любом случае для продвижения по карьерной лестнице и увеличения продуктивности труда это очень важное качество.

0 коммент.:

Отправить комментарий