среда, января 11, 2012

Аналитическая психология личности Юнга К.Г.

По Юнгу К.Г. душа состоит из трёх компонентов:

  • эго
  • бессознательное
  • коллективное бессознательное
Эго - это осознание самого себя, как личность, которая наделена различными чертами. Думаю, аналогом Эго в индийской философии служит разум.

Бессознательное - это место где хранятся неосозноваемые нами наши воспоминания, конфликты, переживания, страхи, которые были нами забыты или подавлены. Возможно аналогом, в индуизме служит ум. В эзотерике каузальное тело.

Коллективное бессознательное - это своего рода память всего человечества, нации, отдельного взятого рода, на притяжении всего существования. Аналогов в индуизме я не могу выделить.
Как я понимаю, в коллективное бессознательное входит и такое понятие как генетическая память.

Из этих глубинных пластов не осознаваемой памяти, выделяются архетипы, которые всплывая в наших снах не трудно разгадать, если придерживаться этой теории. Однако я эту теорию не разделяю. Я считаю, что у каждого человека своя личная память и свои символы, которые может быть где-то и пересекаются с коллективными, но не стопроцентно проявляются у нас в подсознании.

Таким образом, трактуя сон, основываясь на Архитипах Юнга, можно здорово ошибиться. Я вобще считаю что трактовать сон другого человека довольно неблагодарное дело. Трактовка сна другим человеком, может натолкнуть и помочь в осознании своего я, но может и направить по ложному следу. Я лично рекомендую, каждому кому интересно что же у него/ее в голове, вести свой личный дневник наиболее ярких снов, а затем анализировать их, погружаясь в сказочный мир символов, которые транслирует нам наш ум.

К слову сон в психоанализе и психотерапии, имеет огромное значение, именно через сон психотерапевт, психоаналитик, может узнать о ключевых волнующих проблемах клиента.

Итак продолжу о Юнге. Он выделяет основные Архетипы: тень, самость, маска, анимус, аниме.
Однако самих архетипов бесчисленное множество, ибо память предков запредельна и обширна.
Кратко рассмотрим основные архетипы которые назвал Юнг.

Тень. Содержит в себе все социально неприемлемые мысли и поступки. Тень олицетворяет в себе все тёмные, дурные позывы личности, за которые не только общество осуждает, но и сам человек осуждает и даже боится.
Юнг наделяет данный архетип творческой активностью, необузданной энергией, которая может выражать в творчестве и созидании при разумном управлении ею. 

Анимус и аниме выражают наше идеальное представление о женщине и мужчине. В каждой женщине есть мужская сторона – анимус, и в каждом мужчине есть женское проявление – аниме. Его теорию можно связать с фактом того, что в женском организме присутствуют мужские гормоны и наоборот.
К слову сказать в современном мире после феминизации началась подмена ролей, в результате чего у мужчин стало больше анимы, а у женщин анимуса. Да и по медицинским показателям, многие женщины сегодня не могут полноценно выносить ребёнка, из-за повышенного уровня тестостерона, который приводит к выкидышу и преждевременным родам.

Самость - ключевой архетип и является, если можно так выразится, сердцевиной личности, вокруг которой организованы остальные элементы. Самость отвечает за единство данной системы, за решение личностных конфликтов. Благодаря самости человек ощущает единство и гармонию личности.  

Приближение к самости возможно путём индивидуации, и как правило происходит во время кризиса среднего возраста. Достижение самости практически невозможно. Отдельные мысли о самости появились уже в ранних письмах Юнга, но как достаточно проработанная идея она зафиксирована лишь в 1920 г. В 1958 г. понятие самости получило завершенное выражение в качестве постулата, призванного объяснить данные, полученные опытным путём

Кроме архетипов Юнг выделял, четыре основных типа функций личности.

Рациональный тип личности использующий активно данную функцию использует в жизни логику, анализ, аргументы. 
Для рационального важно определить, выявить насколько то или иное событие является объективным фактом или все-таки субъективным событием (можно дать определение: факт, событие интерпретация).

Эмоциональный - выступает в противовес рациональному. Эмоциональный тип личности воспринимает мир чувствами и ощущениями, для чувственного типа в большей степени характерно вынесение суждений о человеке, ситуации, то есть, другими словами, им свойственна интерпретация того или иного факта, обволакивание его своей субъективной точкой зрения, и на привнесение собственного опыта. 

Следующие две функции Юнг назвал как иррациональное  - это ощущения и интуиция. Так как отсутствует активное начало, эти функции пассивны, они воспринимают только ту информацию, которая «оседает на них», подобно цветкам, которые ждут, когда прилетит пчела. Познание мира с помощью ощущений доступны при понимании языка явлений. Интуиция позволяет принимать неосознанные образы и символы мира.

Юнг уделял отдельно внимание развитию личности, считая, что это беспрерывный процесс, эволюционного характера. С его точки зрения, человек постоянно работает над собой, совершенствуясь, обладая новыми навыками, умениями, тем самым реализуя себя. Расставляя акцент на «приобретении себя», воссоединении с собой, создание гармоничной и целостной личности, Юнг считал, что конечная цель жизни любого человека – это полное проявления себя, то есть нахождения своей индивидуальности, уникальности и полное ее выражении в реальном, социальном мире.

0 коммент.:

Отправить комментарий