воскресенье, марта 03, 2013

Понятие психологической нормы

Для ответа на этот вопрос психолог Б.С. Братусь считает необходи­мым различать, разводить понятия «человек» и «личность». Человек - это система. Центральной системообразующей характеристикой человека явля­ется его способ отношения к другому человеку. Здесь область «стыка» пси­хологии с этикой. 

Нормальное развитие - это такое развитие, которое ведет человека к об­ретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями развития выступают: отношение к другому человеку как само­ценности, как существу, олицетворяещему в себе бесконечные потенции рода «человек», способность к децентрации, самоотдачи в любви как способу реа­лизации этого отношения, творческой целетворяший характер жизнедеятель­ности; потребность в позитивной свободе; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни. 

Децентрация - это механизм преодоления эгоцентризма личности, заклю­чающийся в изменениии точки зрения, позиции субъекта в результате столк­новения, сопостовления и интеграции с позициями, отличными от собствен­ной. Заметим, что норма, прежде всего, - движение туда, а не пребывание там. 

Личность, это - особый психологический инструмент, орудие, принадле­жащее человеку, служащее ему, как и другие психологические инструменты и орудия. 

Человек - единственное существо, которое только по факту своего рож­дения еще не принадлежит к своему роду, роду человеческому. 

В отличие от животного человек не снабжен набором инстинктов и вро­жденных навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществлять свою родовую природу. Природа отпустила человека на все четыре стороны, дала ему ту самую свободу, которая составляет нашу высшую ценность и одновременно, самое тяжкое наше бремя. Человеческую сущность надо дос­тичь, завоевать. Человеком надо стать. И этот процесс присвоения человеком самого себя, своей сущности осуществляется, координируется и направляет­ся особым уникальным инструментом - личностью. 

Личность - специфический инструмент, орудие развития человека и в ка­честве такового оценивается в зависимости от того, как служит своему на­значению, т.е. способствует или нет приобщению человека к его сущности. Человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятель­ным, успешным, самодовольным и т.п.) и одновременно личностно ущерб­ным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человече­ской сущности, удовлетворяться суррогатными ценностями и т.п. 

Нравственная ориентация не есть лишь внешнее давление, но она состав­ляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и от­ражением личностного здоровья. Моральный выбор - обнаруживать воз­можные альтернативы и принимать решения, совершать поступки во имя добра и против зла - личность осуществляет свободно. 

Г.А. Балл рассматривает две взаимосвязанные стороны свободы: одна, обращенная к обществу, касается свободы, которое оно дает или должно дать человеку; другая обращена к личности, касается той свободы, какой эта лич­ность способна овладеть и воспользоваться. Именно психологическая, внут­ренняя, личностная свобода составляет предмет нашего анализа.
Сегодня социально необходимо широкое распространение психологиче­ских качеств, характерных для свободной личности, таких, как инициатив­ность, склонность к творчеству и вместе с тем ответственное отношение к окружающей действительности и своим поступкам.

0 коммент.:

Отправить комментарий